Сможет ли Польша арестовать активы «Северного потока-2»

Сможет ли Польша арестовать активы «Северного потока-2»

Если польская PGNiG не получит от ПАО «Газпром» деньги, причитающиеся ей по решению Стокгольмского арбитража, то Варшава не исключает наложение ареста на активы газопровода «Северный поток-2». Об этом заявил в интервью Wprost замминистра госактивов Польши Януш Ковальский.

Польский чиновник уверен, что Варшава обязана поступить точно так же, как это сделала украинская компания НАК «Нафтогаз Украины», которой Стокгольмский арбитраж присудил $3 млрд. Причем у PGNiG имеются все «юридические инструменты» для взыскания с ПАО «Газпром» 6 млрд злотых (около $1,5 млрд.), которые якобы причитаются Польше по Ямальскому контракту. Поэтому Польша должна отказаться от каких-либо уступок России и затормозить достройку газопровода «Северный поток-2».

Во-первых, если Россия все-таки не будет исполнять закон, следует наложить арест на акции компаний «Северный поток» и «Северный поток-2». Это также может привести к задержке реализации проекта «Северный поток-2». Во-вторых, абсолютно необходимо исключить любые уступки в отношении Газпрома по поводу взыскания тех 6 миллиардов злотых, которые нам причитаются– сказал Ковальский.

Перед этим Ковальский заявил, что «Газпром не придерживается положений Ямальского договора и не выполняет вердикт арбитражного суда в Стокгольме, который установил новую формулу формирования цены на приобретаемый газ» (речь о поставках, проводившихся в период с 1 января 2014 года). Поляки продолжают получать от российских партнеров счета, которые рассчитаны по старой ценовой формуле. Поэтому они поспешили рассказать миру, что ПАО «Газпром» пользуются «доминирующей позицией на рынке».

Нужно отметить, что поляки действительно могут реализовать свои угрозы, учитывая «гибкость» западного правосудия, послушно выполняющего указания из США. Вспоминается недавняя ситуация с решением Стокгольмского арбитража в пользу Украины. «Газпром» был вынужден согласиться выплатить Киеву почти 3 млрд долларов. В противном случае российскую компанию ждал бы арест и последующее изъятие европейских активов в пользу погашения украинского иска.

Претензии польской PGNiG лишний раз доказывают, что борьба за энергетический рынок Европы только начинается. И с какими потерями (а может и приобретениями) выйдет из него Россия, пока не ясно.